Алексей Пажитнов

Алексей Пажитнов

Тетрис, одна из самых популярных и захватывающих видеоигр в мире, зародилась в Советском Союзе во время холодной войны. Российский инженер-компьютерщик по имени Алексей Пажитнов придумал эту идею, работая в государственном научно-исследовательском институте в 1980-х годах, и она быстро стала мировой сенсацией.

«С самой первой версией, с самым первым прототипом я понял, что это может быть очень хорошая игра, потому что она вызывала сильное привыкание даже на ранней стадии», — сказал Пажитнов, — «но я никогда не мог себе представить ничего похожего на историю, которая произошла с ней на самом деле».

67-летний Пажитнов не заработал ни доллара (или рубля) на свою игру в течение первого десятилетия после ее выпуска. Такие идеи, как «Тетрис», в то время принадлежали государству, и только когда Пажитнов приехал в Соединенные Штаты в 1990-х годах, он начал получать гонорары.

История создания «Тетриса» и буря, стоящая за битвой за международные лицензионные права на игру, отражена в фильме «Тетрис».

Изобретение Тетриса

Родившийся в 1955 году в Советском Союзе, Пажитнов изучал математику в Московском авиационном институте, а в 1979 году начал работать в Вычислительном центре Дородницына, институте Российской академии наук, где занимался платформами распознавания речи и искусственного интеллекта.

«Это был один из очень немногих советских институтов, способных общаться с остальным миром, поэтому люди время от времени присылали нам новое оборудование», — говорил Пажитнов.

Его интерес к математике и головоломкам привлек Пажитнова к видеоиграм, а на создание «Тетриса» его частично вдохновили детские воспоминания об игре в пентамино — игре, в которой вы создаете картинки, используя фигуры. В частности, он вспомнил, как ему было трудно положить кусочки пентамино обратно в коробку. Это побудило его создать первую версию Тетриса на устаревшем компьютере Электроника-60. У него даже не было видеокарты, поэтому ему приходилось создавать блоки из символов и букв клавиатуры.

Заработок

Пажитнов завершил игру в 1984 году, хотя продолжал улучшать ее в течение следующих нескольких лет. Тетрис имел успех, но, поскольку Алексей Пажитнов работал в Советском Союзе, у него не было другого выбора, кроме как передать право собственности на игру правительству и не получать никаких гонораров.

«Было много юридических хлопот, и когда встал вопрос о праве собственности и первоисточнике игры, я решил, что хочу, чтобы все прошло гладко, и передал права Вычислительному центру АН СССР. на 10 лет».

Примерно в это же время Михаил Горбачев начал Перестройку — движение, реструктуризирующее советскую экономическую систему и позволяющее проводить рыночные реформы. Тетрис был одним из первых программных продуктов, экспортированных Советским Союзом, было продано около 40 миллионов копий, но лично Пажитнов не получил от этого никакой прибыли. «Поначалу я не зарабатывал много денег, но был счастлив, потому что моим главным приоритетом было видеть, как люди наслаждаются моей игрой».

Борьба за права на Тетрис

Алексей Пажитнов оказался вовлечен в битву за международные лицензионные права на «Тетрис», как показано в новом фильме. Первоначально с ним связался дистрибьютор программного обеспечения Роберт Стайн по поводу получения прав для запада, и Пажитнов ответил, выразив оптимизм по поводу возможной сделки.

Однако из-за своего плохого английского Штейн принял этот ответ за полное одобрение сделки и немедленно приступил к созданию игры. Но дело было остановлено, когда государственная компания ELORG заявила, что права не были предоставлены и запуск был незаконным, что подчеркнуло трудности с экспортом видеоигр на запад в то время.

Дизайнер видеоигр и предприниматель Хенк Роджерс сыграл важную роль в обеспечении прав на распространение «Тетриса», особенно на игровой консоли Game Boy, что подняло популярность игры на новый уровень. Охотников за правами на игру было немало. Но Пажитнов и Роджерс нашли общий язык, когда встретились в России.

«Алексей был единственным парнем в комнате, который действительно что-то знал об играх», — сказал Роджерс. «Я объяснил, как работает бизнес, и мы подружились. Через неделю я уехал из Москвы с подписанным соглашением на игру «Тетрис» на Game Boy».

Алексей Пажитнов сегодня

С помощью Роджерса Пажитнов уехал из Москвы в Сиэтл в 1991 году. Пять лет спустя Пажитнов и Роджерс основали компанию Tetris, которая занималась лицензированием игры «Тетрис» и его дочерних компаний. К этому времени срок его прежнего контракта истек, и права на Тетрис перешли от российского государства к Пажитнову, что позволило ему наконец начать получать гонорары за свою игру. Сам разработчик не назвал конкретных цифр.

Алексей Пажитнов продолжил работу над видеоиграми с момента приезда в США. С 1996 года он работал в Microsoft, где разрабатывал игры-головоломки и работал над такими играми, как Yoshi’s Cookie. Совсем недавно он разработал игру Hexic HD, популярную головоломку, которая прилагается к каждой консоли xBox 360.

Хотя его более поздние игры не пользовались таким же успехом, как «Тетрис», Пажитнов уже вошел в историю как один из самых влиятельных разработчиков компьютерных игр всех времен.