Как открыть продуктовый магазин

Как открыть продуктовый магазин

Продуктовые магазины всегда пользуются спросом у покупателей. Однако, чтобы бизнес процветал, необходимо учитывать множество тонкостей, так как требования к этой сфере деятельности довольно высоки. В статье мы подробно расскажем, как открыть продуктовый магазин с нуля, наладить работу в соответствии с современными стандартами и составить бизнес-план продуктового магазина.

Выбираем формат

Типы продуктовых магазинов могут различаться по ассортименту товаров, количеству позиций в каталоге, объему продаж и другим параметрам. Перед открытием продуктового магазина важно определить формат. Существуют следующие категории:

Магазин продуктов у дома. Такие магазины обычно расположены в жилых районах – в отдельных зданиях или на первых этажах многоквартирных домов. Площадь помещений обычно не превышает 20 квадратных метров. Ассортимент включает товары первой необходимости, выпечку, чай, сахар, соль и другие продукты.
Мини-маркет. Эти продуктовые магазины также часто находятся в жилых районах. Площадь помещения может достигать 60 квадратных метров. Ассортимент немного шире, чем в магазинах у дома. Покупатели сами выбирают товары и оплачивают их на кассе.
Гастрономы. В этих магазинах продукты хранятся в различных отделах – мясном, молочном, рыбном и других. Покупатели выбирают и оплачивают товары не на общей кассе, а в каждом отделе отдельно.
Супермаркет. В супермаркетах есть несколько отделов с продуктами, а ассортимент значительно шире, чем в предыдущих типах магазинов. Кроме продуктов питания, здесь могут продаваться средства личной гигиены, бытовая химия, игрушки. Обслуживание клиентов осуществляется на кассе.
Специализированный продуктовый магазин. В таких магазинах продаются товары определенной тематики: рыболовные снасти, аксессуары, сладости. Мясные и рыбные лавки также относятся к этой категории магазинов.

Правовая форма

После того, как вы определились с форматом магазина, можно приступить к процессу регистрации. Владельцы продуктовых магазинов могут выбрать как индивидуальное предпринимательство (ИП), так и общество с ограниченной ответственностью (ООО). При этом следует учитывать требования к ведению бизнеса для каждой из этих форм.

КритерииИПООО
УчастникиПредприниматель регистрирует бизнес на себя и является единственным владельцемВ ООО может быть 1 руководитель или несколько участников
БухгалтерияСравнительно легче. Перечень также зависит от налогового режима. На ПСН, к примеру, отчетность подавать не нужно — только вести Книгу учета доходов. На УСН — раз в год подавать декларацию и вести КУДиРКроме отчетности, необходимой по условиям налогового режима, организации обязательно ведут бухучет и отчитываются по нему
ЗарплатаНе нужна, если ИП работает одинНужна. Даже если руководитель не нанимает сотрудников, он сам является работником.
Продажа алкоголяПредприниматели могут продавать в магазине только некрепкий алкогольМогут торговать любым алкоголем
Штрафы и санкцииШтрафы сравнительно ниже, чем у компанийШтрафы за те же нарушения у организаций в разы выше, чем у ИП

Код ОКВЭД

Любая компания может осуществлять деятельность только в рамках направлений, указанных в ее регистрационных документах. У магазинов есть свои особенности. Существует общий код для непродуктовых магазинов – 47.11, который включает розничную торговлю продуктами питания, табачными изделиями и напитками. Однако большинство товаров, которые вы планируете продавать в специализированном продуктовом магазине, требуют отдельных кодов. Например, если в вашем ассортименте будет мясо, вам потребуется указать код 47.22. Если вы будете торговать рыбой, вам понадобится код 47.23.

Налоговый режим

Еще один важный аспект, который следует рассмотреть перед тем, как открыть продуктовый магазин, – это выбор системы налогообложения. Она влияет на большинство бизнес-процессов, включая:

– ведение учета;
– график уплаты налогов и подачи отчетности;
– размер допустимого дохода;
– максимальное количество сотрудников в штате и т.д.
Если вы не подадите заявление о выборе подходящего налогового режима в установленный срок, налоговая служба автоматически зарегистрирует вас на ОСНО. Это не самое лучшее решение для небольших магазинов, даже если они зарегистрированы как ООО.

Среди недостатков ОСНО:

– подробный бухгалтерский учет;
– полное налогообложение: НДС, налог на прибыль (для ООО), налог на имущество, НДФЛ (для ИП).
При открытии продуктового магазина рекомендуется рассмотреть специальные налоговые режимы. Подробную информацию об условиях каждого из них можно найти на сайте Федеральной налоговой службы.

Документы

ИПООО
Заявление Р21001Заявление Р11001
Заявление на выбор налогового режимаЗаявление на выбор налогового режима
ПаспортУстав (2 экз.)
Чек об уплате госпошлины (800 р)Решение об открытии магазина продуктов (если участник один) или протокол решения (если учредителей несколько)
Чек об уплате госпошлины (4 000 р)

Помещение для магазина

Перед открытием продуктового магазина необходимо получить согласование от контролирующих органов относительно организации помещения и рабочего процесса.

Требования пожарной службы

При открытии продуктового магазина важно соблюдать нормы пожарной безопасности. Необходимо выполнить следующие условия:

  • Установить систему пожаротушения и пожарную сигнализацию.
  • Определить сотрудника, ответственного за пожарную безопасность в магазине.
  • Разработать план эвакуации в соответствии с ГОСТом и представить его в виде схемы.
  • Обеспечить наличие отдельного выхода из помещения для разгрузки товара.

Требования санэпидемстанции

Для успешного открытия продуктового магазина необходимо согласовать условия работы с Санитарно-эпидемиологической станцией. Вот некоторые основные требования:

  • продумать зонирование пространства (в магазине должны быть выделены зоны для склада, санузла, хранения инвентаря, торговой зоны);
  • обеспечить систему вентиляции, водоснабжения, канализации, звукоизоляции);
  • предусмотреть емкость и место для сбора бытовых отходов;
  • соблюдать температурный режим в торговых зонах, складских помещениях и холодильниках;
  • сформировать порядок производственного контроля.

Уголок покупателя

В каждом магазине должен быть уголок потребителя. В нем нужно представить:

  • закон о защите прав покупателей;
  • книга жалоб и отзывов;
  • журнал проверок;
  • нормы розничной торговли;
  • заверенная копия выписки из госреестра;
  • заверенная копия лицензии на продажу алкоголя (если он реализуется в магазине);
  • номера телефонов экстренных служб и Роспотребнадзора.

Разрешения и лицензии

Помимо вышеупомянутых согласований, для открытия продуктового магазина необходимо подготовить следующие документы:

– уведомление о начале деятельности для Роспотребнадзора;
– договор на вывоз отходов;
– документы об аттестации рабочих мест;
– медицинские книжки для персонала;
– договоры о проведении дезинсекции с санитарными службами;
– выписку из торгового реестра.
Для владельцев магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе существует дополнительное требование. После внесения магазина в торговый реестр, владелец становится плательщиком торговых сборов. Уведомление об этом необходимо предоставить в налоговую службу не позднее, чем через пять дней после первого рабочего дня. Это обязательство распространяется на всех владельцев магазинов, за исключением тех, кто работает по системе патентного налогообложения.

Лицензия на продажу алкоголя

Согласно закону № 171-ФЗ, для продажи алкоголя в продуктовом магазине нужно получить лицензию. Это касается всех алкогольных напитков, кроме:

  • пива и пивных напитков;
  • сидра;
  • пуаре;
  • медовухи.

ИП могут продавать в магазине вышеперечисленный алкоголь, а также вина и игристые напитки собственного производства. Лицензию на остальной алкоголь выдают только организациям на следующих условиях:

  • размер минимального УК — не более миллиона рублей;
  • отсутствие недоимок и долгов по налогам;
  • минимальная площадь торгового помещения и склада — 50 кв м;
  • расстояние от детских садов, школ, медицинских и спортивных организаций, аэропортов и вокзалов — в соответствии с ограничениями региона;
  • арендный договор заключен на срок больше года.

Требования к работникам магазина продуктов

Для того, чтобы законно нанять персонал для продуктового магазина, необходимо выполнить следующие требования:

  • Регистрация в Фонде социального страхования. Предприниматель должен зарегистрироваться в Социальном фонде в течение одного месяца после приема на работу первого сотрудника. ООО регистрируются при регистрации бизнеса.
  • Правила трудоустройства. Сотрудников следует принимать на работу по трудовым договорам и с оформлением медицинских книжек. Информацию о работниках необходимо предоставить в Пенсионный фонд.
  • Охрана труда. В магазине необходимо разработать правила охраны труда: провести оценку рабочих условий, вести соответствующие журналы и инструкции.

Правила работы с товаром

Каждый товар, который попадает на полки магазина, должен сопровождаться соответствующей документацией. При этом хранить эти документы необходимо следующим образом:

– в бумажном виде, если это касается накладных и сертификатов соответствия;
– в электронном виде, если это относится к документам на алкогольную и табачную продукцию, а также на товары животного происхождения.
Продуктовые магазины, которые реализуют определенные виды товаров, должны быть зарегистрированы в соответствующих системах:

Виды товаровРегулирующая система
Продукты животного происхожденияМеркурий
ТабакЧестный знак
АлкогольЕГАИС

Кроме того, необходимо соблюдать правила хранения и реализации продукции. Например:

– Продукты должны продаваться в соответствии с установленными сроками годности.
– На товарах должна быть маркировка, соответствующая нормам Таможенного союза.
– Ценники должны быть оформлены правильно и в едином стиле.
– Просроченные товары должны быть утилизированы или возвращены поставщикам.

Что нужно для работы

Прежде чем открыть продуктовый магазин, стоит учесть еще несколько важных моментов. Для начала бизнеса необходимо приобрести оборудование и открыть банковский счет.

Для обеспечения эффективной работы продуктового магазина стоит задуматься о внедрении системы автоматизации торговли. Эта программа позволяет автоматизировать большинство торговых процессов:

– Своевременная реализация товаров в продуктовом магазине. Система отслеживает характеристики каждого товара, включая сроки годности. Она предупреждает о приближающемся окончании срока годности, что помогает предотвратить порчу продуктов.
– Управление складскими запасами. Система оптимизирует размещение товаров на складе, экономит пространство, учитывает стандарты хранения продукции.
– Бухгалтерский и налоговый учет. Система автоматически формирует торговые документы и заполняет отчетность.
– Анализ деятельности. Программа предоставляет отчеты по ключевым показателям эффективности. Это помогает определить наиболее популярные товары, установить оптимальные цены, оценить результаты рекламных кампаний.

Надеюсь эта статья помогла вам разобраться как открыть продуктовый магазин с нуля. Спасибо за внимание! Подписывайтесь и следите за новостями в группах ВК и ОК!