Рэй Крок

Рэй Крок

Рэй Крок (Ray Kroc) был американским предпринимателем, наиболее известным тем, что превратил McDonald’s из местной сети в самую прибыльную в мире ресторанную франшизу.

Кем был Рэй Крок?

Рэй Крок провел большую часть первых десятилетий своей профессиональной карьеры, продавая бумажные стаканчики и автоматы для приготовления молочных коктейлей. Открыв для себя популярный калифорнийский ресторан гамбургеров, принадлежавший Дику и Маку Макдональдам, он начал бизнес с братьями и запустил франшизу McDonald’s в 1955 году. Крок приобрел компанию в 1961 году. Его руководство помогло превратить McDonald’s в крупнейший ресторан в мире.

Ранняя жизнь и карьера

Раймонд Альберт Крок родился в семье чешского происхождения 5 октября 1902 года. В детстве он брал уроки игры на фортепиано и проявлял свои развивающиеся деловые инстинкты в таких предприятиях, как открытие киоска с лимонадом и работа в автомате с газировкой.

Крок участвовал в Первой мировой войне в качестве водителя машины скорой помощи Красного Креста, солгав о своем возрасте, чтобы начать службу в 15 лет. Во время обучения Крок познакомился с Уолтом Диснеем, с которым он поддерживал профессиональные отношения большую часть своей жизни. Его товарищ Эрнест Хемингуэй, также был водителем скорой помощи во время войны.

После войны Крок рассматривал несколько вариантов карьеры, работая пианистом, музыкальным руководителем и продавцом недвижимости. В конце концов он нашел стабильность в качестве продавца в компании Lily-Tulip Cup Company. Там он дослужился до менеджера по продажам на Среднем Западе.

Деловые отношения Крока связывали его с владельцем магазина мороженого Эрлом Принсом, который изобрел машину, способную одновременно производить пять партий молочного коктейля. Позже Крок покинул Lily-Tulip, и начал продавать автоматы газированной воды по всей стране.

Империя McDonald’s

В 1954 году Крок посетил ресторан Макдональдс, которому требовалось несколько его мультимикшеров. Он был впечатлен простой эффективностью работы, которая быстро обслуживала своих клиентов, сосредоточив внимание на простом меню, состоящем из гамбургеров, картофеля фри и коктейлей.

Увидев потенциал сети ресторанов, Крок предложил работать агентом по франчайзингу за часть прибыли. В 1955 году он основал компанию McDonald’s System, Inc. (позже McDonald’s Corporation) и открыл ее первый новый ресторан в Дес-Плейнсе, штат Иллинойс.

К 1959 году «Макдональдс» открыл уже сотый ресторан, но Крок все еще не получал значительной прибыли. Следуя совету Гарри Дж. Зоннеборна, ставшего первым президентом McDonald’s Corp., Крок создал систему, при которой компания покупала и сдавала в аренду землю новым франшизам. Зоннеборн также помог получить кредит в размере 2,7 миллиона долларов, который позволил Кроку напрямую выкупить компанию у братьев Макдональд в 1961 году.

Под руководством Крока «Макдональдс» сохранил часть своего первоначального характера, но при этом включил в себя новые элементы. Крок сохранил конвейерный подход к приготовлению гамбургеров, который братья Макдональдсы впервые применили в 1940-х годах. Одновременно позаботившись об оптимизации операций во всех ресторанах. Позже Крок сосредоточил свои усилия на развитии пригородных территорий.

Хотя некоторые критиковали пищевую ценность продуктов питания «Макдональдса», обращение с работниками, разработанная им модель оказалась чрезвычайно прибыльной. Строгие рекомендации Крока относительно приготовления, размеров порций, методов приготовления и упаковки гарантировали, что еда McDonald’s будет выглядеть и иметь одинаковый вкус во всех франшизах. Эти инновации способствовали успеху бренда McDonald’s в мировом масштабе.

В 1977 году Крок стал старшим председателем и занимал эту должность до конца своей жизни. Когда он умер от сердечной недостаточности 14 января 1984 года, у компании McDonald’s было 7500 ресторанов почти в 3 десятках стран, а ее стоимость составляла 8 миллиардов долларов.