Как перевести бизнес в онлайн

Как перевести бизнес в онлайн

Если вы хотите перевести свой бизнес в онлайн и размышляете о том, с чего начать, мы подготовили подробную инструкцию по переводу продаж товаров и услуг в интернет: рассмотрим социальные сети, маркетплейсы и веб-сайты.

Перед тем как приступить к действиям, проведите анализ своего бизнеса. Подумайте, где вашим клиентам будет удобнее совершать покупки. К примеру, для маленькой пекарни рядом с домом, возможно, не потребуются онлайн-платформы. У них уже есть свои постоянные клиенты, которые каждый день приобретают свежую выпечку. Однако если таких пекарен несколько, то в социальных сетях можно рассказать об ассортименте и таким образом привлечь новых покупателей. Если формат онлайн вам подходит, изучите законодательную базу: убедитесь, что ваш товар не входит в список запрещенных и может быть продан через интернет.

Есть определенные товары, которые нельзя продавать онлайн. Это включает в себя табачные изделия, электронные сигареты и жидкости для них, алкогольные напитки; некоторые виды лекарственных препаратов; оружие; драгоценные камни и металлы; технику для скрытого получения информации; товары, оборот которых запрещен в России (их нельзя продавать ни в каком формате, включая офлайн). Следует проявлять осторожность при продаже информационных продуктов, поскольку они могут являться чьей-то интеллектуальной собственностью. Продажа в интернете регулируется правилами, в которых оговариваются условия продажи определенных категорий товаров. Например, при описании ювелирных изделий необходимо указывать пробу металла, вес, форму огранки камней и другие характеристики. Все онлайн-продавцы обязаны разместить оферту о заключении сделки по продаже товаров на своем сайте или странице в маркетплейсе.

Анализ рынка

Для того чтобы выбрать подходящую платформу в интернете, проведите анализ вашей целевой аудитории: их возраст, интересы, запросы, проблемы, поведение в сети. В этот момент важно понять, что предпочитают ваши клиенты: социальные сети, онлайн-магазины, маркетплейсы. Для этого можно провести опрос или анкетирование в вашем физическом магазине, изучить опыт конкурентов.

Вы можете использовать одну платформу или несколько, продавать только на маркетплейсе или добавить взаимодействие с подписчиками в социальных сетях. Одна из стабильных моделей онлайн-продаж в мире – это “трехатомная” модель: продажа товаров или услуг через три канала: собственный сайт, социальные сети и маркетплейсы или службы доставки.

Подготовка площадки

Если у вас пока нет никаких платформ для выхода в онлайн, оцените предполагаемые расходы на их создание и регистрацию. Можно начать с аккаунтов в социальных сетях, а не сразу создавать сайт, так как помимо дизайна здесь требуются средства на поддержку и развитие. Для продажи на некоторых платформах необходимо обязательно указать ИНН, КПП, юридический адрес, организационно-правовую форму. Поэтому, если ваш магазин не зарегистрирован юридически, не забудьте сделать это. При обороте менее 2,4 миллиона рублей в год вам подойдет статус самозанятого, до 150 миллионов рублей в год – индивидуального предпринимателя. Если вы планируете разделить бизнес с партнерами, можно оформить общество с ограниченной ответственностью.

Начните с фотографий: в интернете покупатели видят изображения товара, а не сам продукт. Если перед ними размытое фото цветка в горшке на фоне плаката с известной группой, то непонятно, что именно рекламируется: цветок, горшок или концерт музыкантов. Чтобы достичь успеха, уделяйте внимание использованию фотографий товара с разных ракурсов. Не только визуальная составляющая привлекает покупателей, но и описание товара. Из двух идентичных вариантов продажи детской машинки вероятнее выберут тот, где больше информации о производителе, сертификатах и функциях игрушки. Для разных платформ может потребоваться различная информация, но везде необходимы качественные фотографии и описание товара с учетом интересов покупателя.

Каждый магазин стремится выделиться и представить свой товар в лучшем свете: делает видеообзоры, распаковки, обзоры 360 градусов. В современных онлайн-магазинах применяют виртуальную и дополненную реальность для примерки косметики, одежды, обуви, мебели онлайн. Таким образом, покупатели заранее видят, как будет выглядеть товар на них или в интерьере.

Подключите оплату

Рассмотрите, каким образом покупатели будут осуществлять оплату, смогут ли они приобрести товар в рассрочку или кредит. Для бизнеса доступны два решения, которые обеспечивают безопасность онлайн-продаж:

— Интернет-эквайринг от банка – это услуги банка по приему онлайн-платежей на банковский счет без посредников.

— Сервис приема платежей – это посредник, предоставляющий платежные услуги между продавцами и покупателями. Сервис предлагает различные способы оплаты, включая банковские карты, электронные кошельки, банковские переводы. Существует множество сервисов для приема платежей в онлайн-магазинах, например, Robokassa, ЮKassa, CloudPayments.

Платежную систему обычно выбирают исходя из критериев безопасности и защиты платежных данных, размера абонентской платы и комиссии за обработку платежей, наличия дополнительных услуг. Помните, что из-за неудобного способа оплаты потенциальные покупатели могут отказаться от покупки.

Продвижение

Для успешного продвижения бизнеса в онлайн потребуются ресурсы, чтобы привлекать новых клиентов, увеличивать объем продаж и укреплять свои позиции на рынке. Определитесь, готовы ли вы инвестировать финансовые средства, затрачивать время на создание контента или нанимать нового сотрудника, либо на начальном этапе сможете обойтись своими силами.

Хранение и логистика

Своевременная доставка в целостной упаковке является важным аспектом при выборе платформы для покупки. Если товар вашего магазина сложно получить, вероятно, клиенты откажутся от сделки.

Ваши клиенты оценят, если вы предоставите им возможность выбора из нескольких вариантов доставки. В одном случае человек может посетить пункт выдачи и забрать товар самостоятельно, а в другой раз ему будет удобнее ожидать курьера дома.

Курьерская доставка – товар доставляется курьером на дом или в офис в определенное время.
Доставка до пункта выдачи – товар доставляется до ближайшего пункта выдачи, где его можно забрать в удобное время. Срок хранения составляет от нескольких дней до пары недель.
Доставка до постамата – товар доставляется до ближайшего постамата, где он хранится в течение нескольких дней. Размер покупки может быть ограничен размером ячейки.
Почтовая доставка – товар отправляется почтой на указанный адрес с получением в отделении почты.
Самовывоз из магазина – товар можно самостоятельно забрать из физического магазина.
Доставка транспортными компаниями – товар отправляется выбранной покупателем компанией из списка продавца. Этот способ часто используется, когда необходимо доставить крупногабаритный и тяжелый груз.
Вы также можете предложить своим покупателям дополнительные услуги по доставке. Они могут быть платными или бесплатными. Дополнительные услуги помогают снизить риск возвратов, поскольку заказ можно примерить перед покупкой и убедиться в правильности выбора.

Работа сотрудников

Если ваша компания переходит в онлайн, необходимо также адаптировать работу команды и улучшить навыки взаимодействия с клиентами в сети.

Для эффективного общения с клиентами и коллегами сотрудникам потребуется доступ:

— к системам видео- и аудиосвязи;

— корпоративным мессенджерам;

— облачным сервисам для хранения данных;

— сервисам автоматизации работы с клиентами;

— сервисам для управления складскими запасами;

— к системе электронного документооборота.

Подумайте, какие новые системы и сервисы вам понадобятся для продаж в интернете, протестируйте разные варианты, посмотрите, какие из них подходят для вашего бизнеса и облегчают работу сотрудников.